Муниципальное казённое учреждение

            дополнительного образования «Дом детского творчества»

                                Сергокалинского района. РД.

 

 

               

                           Доклад

      «Патриотическое воспитание учащихся         через   систему дополнительного   образования.» 
     Семинар педагогов дополнительного образования.

 

                Методист МКУ ДО «ДДТ»
              Гаджиева Уздият Гамидавна.     

                     

                    Сергокала.Март 2016г.

Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования 
 

Особое место в системе патриотического воспитания занимают учреждения дополнительного образования.                                                                                                 Поэтому для успешной работы по патриотическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования должна быть создана целостная система: разработать необходимые программы деятельности, программы дополнительного образования детей патриотической направленности, хорошо развитая учебно-материальной базы, высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования.

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

1.Комплекс воспитательных задач, связанных с формированием:                    - потребности стать патриотом;                                                                                                   - патриотического мировоззрения и патриотических чувств;                                                   - уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела;                                                                                            - морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;                         - знаний основ военного дела и умений применять их на практике;                                     - необходимых физических качеств подростков.

  1. Педагогическую деятельность воспитания, которая осуществляется с учетом требований психолого-педагогической науки.
  2. Управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению патриотических задач в соответствии с возрастом. [6]

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь детям обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.

Можно выделить следующие направления работы по воспитанию патриотизма учащихся в учреждениях дополнительного образования:

- героико-историческое,                                                                                                                               - героико-патриотическое,                                                                                                                                   - спортивно-патриотическое,                                                                                                                                     - военно-патриотическое,                                                                                                                                           - историко-краеведческое,                                                                                                                  - культурно-историческое,                                                                                                                             - духовно-нравственное,                                                                                                                      - гражданско-патриотическое,                                                                                                                                             - социально-патриотическое,                                                                                                                             - социально-политическое.

    К важнейшим требованиям содержания патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

- максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике;                                                                      - целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;                                                                                                                  - комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;                                                                                                                              - оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;                                                                                                                 - неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;                                                                    - дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.  

Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Правильно организованное дополнительное образование предоставляет     широкие возможности для получения современного качественного воспитания патриотов.                                                                                    Эффективность процесса патриотического воспитания зависит от уровня организации дополнительного образования в целом и квалификации педагогов.                                           Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с чем остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность.                                    Патриотическое образование и воспитание через систему дополнительного образования реализуется и в образовательных учреждениях и приобретает все большую значимость.  Нужно понимать, что патриотизм — это не только   любовью к своему государству, своей Родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеурочная деятельность, которая проводится в школах, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции.

Классным руководителям, организаторам внеклассной работы необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. В каждом образовательном учреждении должна работать программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом.                   Во внеклассной работе педагогов по патриотическому воспитанию могут использоваться такие образовательные технологии, как:

- проектно-исследовательская деятельность;                                                                                                  - коллективно-творческие дела;                                                                                                                 - педагогика сотрудничества;                                                                                                                        - технологии проблемного обучения;                                                                                            - проектная деятельность;                                                                                                                        - ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Эти педагогические технологии реализуются через деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения.                                                                                                 Для решения проблем гражданского и военно-патриотического воспитания в образовательном учреждении могут быть выделены основные направления работы:

  • Внеурочная деятельность.
  • Внеклассная деятельность.
  • Работа с родителями.
  • Работа с общественными организациями.

Образовательные технологии и их роль в патриотическом воспитании.

Проектно-исследовательская деятельность.

 ФГОС II поколения предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности учащихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них проектная деятельность или метод проектов.

Что такой метод проекта?

«Метод» в переводе с греческого «путь исследования, теория, учение». Сегодня метод понимают как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.                                                                                                                                                «Метод проекта – это система учебно-познавательных  и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В рамках патриотического воспитания в Доме детского творчества могут использоваться следующие виды проектов:

  1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов может быть разнообразна – для объединения «Следопыты» и ТОКС  до проекта рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Образ Родины в художественных произведениях», «Я и мой город», «Я – гражданин России!», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Реликвия моей семьи», «Ветеран живет рядом», «Свет Великой Победы», «Георгиевская ленточка». [5]
  4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.
  5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности.   Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса патриотического воспитания.

Коллективно-творческие дела патриотической направленности.

Ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

- воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;

 - развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;

- формирование чувства уважения к другим народам и их традициям.

Педагогика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым, – одна из продуктивных методик воспитания в современных условиях.

Воспитательные возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.          Основное средство патриотического воспитания – социально-ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, поисково-исследовательские экспедиции, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен.