Муниципальное казённое учреждение

            дополнительного образования «Дом детского творчества»

                                    Сергокалинского района. РД.

 

 

 

                            Сценарий

Праздника «День птиц».

Учрежденческое мероприятие.

 

 

 

                                    Методист МКУ ДО «ДДТ»

                                  Гаджиева Уздият Гамидовна.

 

 

 

 

 

 

Сергокала. апрель . 2016г; 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Положение

Праздника «День птиц».

 

  1. Цель: привитие любви и бережного отношения к родной природе,

             расширения кругозора, формирование нравственных

             взаимоотношений между детьми, положительного игрового

             опыта.

 

  1. Организаторы: Дом детского творчества.
  2. Оформление: Лозунги, рисунки с изображением птиц.
  3. Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц,  искусственные  гнездовья.

    5. Срок и место проведение: 5 апреля 2019г.15часов в ДДТ (в парке).

         6. Условия праздника:

-праздник будет проходить в 3 этапа.

-1-й этап состоит из 6 конкурсов.

-участники праздника должны нарисовать рисунки для выставки.

7.Программа Дня птиц

I. Конкурсы, игры, викторины

II.Выставка рисунков и поделок на «птичью» тематику.

III.Развешивание искусственных гнездовий в парковых зонах.

8. Ход занятия:

   Сегодня мы поговорим о птицах.

Звучит тихая музыка- Гармония мира- звуки природы – Шум летнего леса.

На фоне музыки выходит ведущая и произносит вступительные слова.

 

1 Ведущий: Лишь дыханье весны над землёй пролетит,

Нежным пухом оденется лес,

Чья-то звонкая песня незримо звучит,

Из лазури прозрачных небес.

Побежали ручьи, запестрели цветы,

И навстречу румяной весне

Льётся чистая песня певца красоты

И гремит, и звенит в вышине.

 Ведущая. Здравствуйте ребята! Ежегодно, по всей стране, весной отмечается «День птиц». Тысячи ребят, совместно со взрослыми, готовят птичьи домики, привлекая различных пташек в свои сады и парки.

«День птиц» сегодня – масштабное социально-

 

 

 

 

педагогическое мероприятие, в котором участвуют не только школы, но и вузы, биостанции, различные СМИ и другие

учреждения. Однако корни этого праздника уходят в далекое прошлое.

Задолго до наших дней люди вырезали из дерева и лепили из глины фигурки птиц. На одних птиц они охотились, других любили за красивые голоса или привлекательную внешность. Особое отношение человека к птицам нашло свое отражение и в народном фольклоре.

Традиция отмечать «День птиц» в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда по традиции выпускают птиц из клеток на волю.

В XX в. – в советское время, а потом и после него – инициатива проведения «Дня птиц» почти полностью перешла к школам. Впервые «День птиц» был проведен в 1918 г. К сожалению, история не сохранила имен организаторов.

 Начиная, с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц. Куда это птицы улетают каждую осень? «-

издавна спрашивал себя человек. В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. В 1703 году (306 лет назад) один натуралист Герефорд, утверждал, что птицы улетают на луну. Добираются они туда за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. А вот великий греческий учёный Аристотель писал, что ласточки и другие мелкие птахи перезимовывают на дне прудов, закопавшись в ил, либо под корой деревьев и в старых дуплах, либо превращаются осенью в других птиц: грачи – в ворону, а кукушка – в ястреба. 21 мая 1822 года ( почти 200 лет назад) в Германии поймали аиста, шея которого была пронзена длин-ной стрелой. Стрел таких давно уже в Европе никто не видел.

 Знатоки установили, что стрела африканская. Это было первое доказательство, что птицы из Европы улетают зимовать в Африку. Теперь мы точно знаем, что птицы зимуют в тёплых  краях.

 

Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много.

Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные и  знаете ли вы птиц.

 

I Ведущая. Конкурс - пропуск на праздник: разгадываем загадки.

1.Не княжецкой породы, а ходит в короне, не ратный ездок, а с ремнем на ноге, не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)                                                                                                                           

2.В одной квашне два притвора. (Яйцо)

3.Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк. (Петух)

4.Белые хоромы, красные подпоры. (Гусь)

5.Летел пан, на воду пал, воды не замутил, себя не погубил. (Перо)

6Что всяк поднимет, а силач через избу не перекинет? (Перо)

7.Что в стену не воткнешь? (Яйцо)

8.Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)

9.Рук нет, а строить умеет. (Птица)

10.Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

11.Сторожем не состоит, а всех будит рано.(Петух)

12.Впереди шильце, сзади вильце, снизу – бело полотенце, сверху – синенько суконце. (Ласточка)

13.В болоте плачет, а из болота не уйдет. (Кулик)

14.Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока)

15.Не человек, а говорит. (Попугай).

16.Ходит царь по городу, поет во всю голову.(Петух)

17.Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, в полях кочует – пшено ворует. (Воробей)

18.Лопатой ходит, а рогом траву ест. (Гусь)

19.Сколько надо взять «А», чтобы получить птицу? (Сорок)

II.Конкурс. ИГРЫ ВОЛЬНЫХ ПТИЦ

1.КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА. Ведущая.В команде играющих выбираются «коршун» и «наседка». Все остальные играющие ­– «цыплята». Цыплята выстраиваются в шеренгу друг за другом, крепко держа друг друга за талию. Впереди шеренги – наседка. Целью коршуна является утащить из «выводка» цыпленка, а цель наседки – не дать ему это сделать. Если коршуну удается разорвать цепочку и выхватить одного из цыплят, то коршун становится наседкой, а похищенный цыпленок – коршуном.

Ведущая. Ребята, птицы получили свои названия не только от звуков, которые они издают. Зяблик.

 Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали её зябликом.

Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от слова «чапати», то есть медленно передвигаться. Идти по болотистой местности быстро почти не возможно:  ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап – чап! Чап – чап!».  Отсюда и «чапати». Птицу называют цапля, а не чапля. В отдельных деревнях вместо звука ч произносят ц. В слове цапля звук ц закрепился и считается правильным литературным вариантом.

  В камышах она живёт,

  Дом у неё среди болот,

  Там, где водятся лягушки.

  Цап! – и нет одной квакушки.  Кто это?   (Цапля)

 

 2.Игра «Цапля»                                                                                                    

  Для этой игры нужен водящий – цапля. Все остальные играющие – лягушки!

 

Игра заключается в том, чтобы цапля поймала как можно больше лягушек, а лягушки – как можно дольше не попадались цапле. Во время игры цапля преследует лягушек большими шагами, обязательно на прямых ногах (не сгибая их в коленях) держась одной рукой за голень. Лягушки спасаются от цапли, прыгая на корточках. Кто встанет во весь рост, тот считается пойманным и  выходит из игры. По команде: « цапля спит» - все отдыхают, а по команде: «цапля просыпается» - цапля начинает ловить лягушек.

 

 Ведущая делает небольшие сообщения о птицах.

 

 Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700- 800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей.

   Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

  Лесная кошка (иволга). Иволга умеет кричать кошкой.

  Птица – строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку.

  Птица – акробат (поползень) лазает по деревьям вниз головой.

  Пернатый солист (соловей). Это очень полезная насекомоядная птица, поскольку в большом количестве уничтожает насекомых – вредителей.

  Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьёт, яйца другим подбрасывает.

  Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком. Издавна на Руси сова считалась символом мудрости.

 

3.  Приглашаю всех поиграть в игру «Совушка».

Все игроки -  мыши. По команде: «День!» все двигаются, как только прозвучит команда: »Ночь!» все замирают.  Тот, кто пошевелится  и его заметит сова, выбывает из игры.

 Конкурс актёрского мастерства

Дети должны  изобразить:

Пингвин, воробей, петух, страус, цапля, дятел, попугай, утка.

Ведущая. У разных птиц имеются свои виды сигнализации (разговор). Вспомните некоторые из них.

 

III.Конкурс : «Птичьи разговоры»

 Гуси – Гогочут.

 Соловьи – свистят .

Вороны – каркают.

 Ласточки – щебечут.

 Голуби – воркуют .

Синицы – пищат.

 Совы – хохочут.

 Журавли – курлычат.

 Утки – крякают .

Лебеди – трубят.

 Филины – ухают.

 Аисты – трещат

 

 

 

 

 

IV.Конкурс - викторина

1. Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус)

2.Назовите самых маленьких птиц.   (Колибри)

3. Какие птицы самые быстрокрылые, быстрее всех летают?  ( Стрижи. До 150 км/ч)

4. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

5. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге?  (Нет)

6. Назовите птиц – санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.  (Вороны, галки, сороки, коршуны)

V. Конкурс-Разминка.

ВедущаяВы, ребята, много нового узнали, а теперь давайте проведём разминку и проверим вашу внимательность.

Условия игры: называются птицы – вы молчите, когда называются не птицы – вы громко хлопаете в ладоши.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Аисты, вороны,

Галки, макароны.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи ………

 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы….

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы –сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

 

 

VIонкурс :-Блиц-турнир

Ведущая. обучающиеся по очереди отвечают на вопросы  об удивительных фактах из жизни птиц..

1. Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз?(Да)
2. Правда ли, что во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет, они носят пищу своим самках в период ухаживания)
3. Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да)
4. Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами? (Да)
5. Правда ли, что в Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить? (Да)
6. Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)
7. Правда ли, что колибри – единственная птица, способная летать назад? (Да)
8. Правда ли, что пингвин единственная птица, которая может плавать, но не может летать? (Да)
9. Правда ли, что большая рогатая сова может поворачивать голову на 280 градусов? (Да)
10. Правда ли, что чайки пьют только пресную воду? (Нет, чайки пьют и соленую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.)
11. Правда ли, что грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
12. Правда ли, что ворон может досчитать до пяти (Да.)

II-этап. Выставка рисунков и поделок на «птичью» тематику.

III-этап.Развешивание искусственных гнездовий в парковых зонах.